История создания экскаватора
Ни одна современная стройка, будь то возведение небольшого коттеджа или любого иного здания, не может обойтись без применения экскаватора. Он незаменим, когда требуется вырыть траншею под коммуникации, создать котлован под фундамент, выронить приусадебную территорию и т.д. Его использование одинаково актуально, как для холодных районов Сибири, с вечной мерзлотой и вязкими грунтами, так и для южных курортов и крупных мегаполисов. На сегодняшний день, недвижимость, без применения спецтехники этого вида, практически не строится. Несмотря на это, важно отметить, что история изобретения относительно молода и насчитывает около 180-ти лет.
Создание экскаватора нельзя назвать озарением одного гения. Процесс его разработки и совершенствования бы вереницей открытий и кропотливого труда многих ученых. На протяжении длительного времени они заимствовали друг у друга различные идеи и черты будущих машин, с каждым поколением создавая всё более практичную, и приближенную к современной, технику.
Слово «экскаватор» является производным от латинского «excavo», означающего «долблю». Отсюда выходит основное определение экскаваторов, как ведущего типа землеройных машин, главное предназначение которых состоит в разборке массива мягких горных пород или раздробленных скальных.
Поводом к созданию подобной специализированной техники послужило активное железнодорожное строительство, развернутое в 30-х годах XIX века на территории Соединенных Штатов Америки. Нехватка рабочих и сложность выполнения труда подвигли американца Отиса в 1832-1836 годах разработать и воплотить в жизнь проект первой землеройной машины. Одноковшовый экскаватор предназначался для ускорения работ и облегчения сложного труда при прокладке железных дорог. Для Америки того времени это имело особое значение, так как экономика страны и прибыль многих компаний напрямую зависели от плотности железнодорожной сети.
Интерес к машине Отиса, созданной в 1836 году был велик. Безусловно, она была далека от совершенства: имела двигатель на пару и небольшой по размерам ковш, могла передвигаться только по железнодорожным путям и обладала малым углом поворота. Тем не менее, данные «недостатки» с лихвой окупались на практике, так как внедрение экскаватора позволяло заменить труд 50 человек.
Вскоре новые машины начали свое путешествие по свету, помогая при прокладке дорог в Англии и даже в России. Именно такие устройства были задействованы в строительстве Николаевской железной дороги и, в 1848 году, в России впервые применены для добычи руды. Уже в тот период стало ясно, что разработка и выпуск землеройных машин могут быть полезны в различных отраслях промышленности.
Естественно, что до применения экскаваторов в строительстве жилья и прочих зданий говорить было еще рано. Со временем технический прогресс позволил усовершенствовать землеройную технику, сделав ее независимой от наличия железнодорожной колеи.
Спрос на машины рос из года в год, и их постоянная закупка за границей была экономически не выгодной и практически неудобной. В связи с этим встал вопрос об организации выпуска отечественного оборудования на заводах России. Так, в 1902 году в цехах Путиловского завода был изготовлен первый русский одноковшовый экскаватор.
На сегодняшний день производством и выпуском данной специализированной техники занимаются ряд иностранных и российских заводов, поставляя на мировой рынок технологичные, функциональные машины. Различают одноковшовые экскаваторы (драглайн, механическая лопата и прочие) и экскаваторы многоковшовые (цепные и роторные). Характеристики устройств (мощность, объем ковша и т.д.) могут быть различными и подбираются индивидуально в зависимости от типа и сложности работ, для выполнения которых они ориентированы. Также существует выбор дополнительного навесного оборудования.